Новости

Победу взяли за 999 рублей
12 Март 2015

Низкобюджетный авиаперевозчик Победа оказался в центре скандала: антимонопольная служба заподозрила его в нечестной рекламе. Реальная цена полетов, предлагаемых за 999 рублей, оказалась в 2,5 раза выше. В Победе вины не признают. Более того, даже начали более дерзкую рекламную кампанию полетов всего за 99 рублей. При том, что сами билеты с набором всех услуг могут обходиться в ту же цену, что и у традиционных авиаперевозчиков

После трех месяцев работы новый российский лоукостер Победа (дочерняя компания Аэрофлота) оказался в центре внимания Федеральной антимонопольной службы по подозрению в ложной рекламе. Управление ФАС по Челябинской области возбудило дело в отношении Бюджетного перевозчика (официальное название авиакомпании) по факту размещения недостоверной рекламы перелетов в Москву за 999 рублей.

Читайте мелким шрифтом

Как сообщила начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Управления ФАС по Челябинской области Людмила Галичина, один из жителей области пожаловался, что по всему городу на щитах размещена наружная реклама перевозчика "Победа" со сведениями о том, что можно улететь в Москву за 999 руб. Из рекламы складывается впечатление, что стоимость перелета из Челябинска в Москву составляет всего лишь 999 рублей. Специалисты проверили данную рекламу на соответствие, - сказала Галичина. - Зашли на сайт лоукостера "Победа", где обнаружили аналогичные рекламные баннеры с информацией о перелетах в Москву из разных городов России - Екатеринбурга, Уфы, Архангельска, Перми, Челябинска и так далее за 999 рублей. Эта стоимость указана крупным шрифтом. Очень мелким шрифтом на наружных рекламных носителях - почти не видно, сбоку, на не контрастном фоне указано, что данный тариф указан без стоимости сбора.

Когда представители УФАС попытались купить билет, то выяснили, что он стоит не 999, а 1999 рублей, плюс сбор более 500 руб. По словам Галичиной, аналогичная ситуация возникла и при попытке купить билеты на другие направления. Все это позволило антимонопольному органу сказать, что в данном случае присутствуют не соответствующие действительности сведения о стоимости билетов, - сказала Галичина. Она отметила, что даже если бы реклама была достоверной, то, тем не менее, информация о дополнительных сборах указана очень мелким шрифтом, что искажает впечатление потребителей. Первое заседание комиссии по делу назначено на 16 марта.

Победа гибридной модели

Источник в Аэрофлоте сообщил, что на повестке дня вопрос о рекламе Победы не стоит и обсуждаться не может, поскольку все тарифы, размеры сборов были утверждены руководством, содержание рекламы тоже согласовано. То есть в самом Аэрофлоте в случае разбирательства в суде готовы оказать лоукостеру поддержку.

Пресс-секретарь Победы Елена Селиванова говорит, что ее руководство удивлено сообщением о возбуждении дела. У нас в Челябинск рейсов сейчас нет, и какой они билет покупали, непонятно, - говорит Селиванова. Рейсы на Челябинск мы передали своей дочке Оренавиа. В рекламе же есть сноска, что цена указана без учета сбора, повсюду указано и то, что предложение по этой цене ограничено, что является по закону уведомлением о том, что цена может быть выше.

Раскрыть базовый тариф, включающий помимо себестоимости полета норму прибыли, в Победе отказались, сославшись на коммерческую тайну. Как и все авиакомпании мира, Победа применяет динамическое ценообразование, только делает это более агрессивно. То есть, если, например, покупать билет за месяц, он может быть намного дешевле, чем за день до вылета. На последней стадии, незадолго до полета, билет в Победе с набором всех услуг в некоторые направления обойдется почти во столько же, во сколько билеты других авиакомпаний. Например, тот же полет Москва-Челябинск мог стоить и почти 5 тысяч рублей, как у самого Аэрофлота.

Эта реклама и само ценообразование Победы вполне соответствует мировой практике, - говорит главный редактор портала Авиапорт Олег Пантелеев. Да, если вы решили в полете поесть, взять с собой два чемодана, оплатить другие услуги, то полет рейсом Победы обойдется вам также как у другой авиакомпании или самого Аэрофлота, но и это соответствует мировому тренду, который длится уже лет пять лоукостеры смешиваются по маркетингу с обычными авиакомпаниями.

Начало гибридной модели авиаперевозок (между традиционной и экономичной) было заложено в кризис 2008 года. Тогда некоторые лоукостеры в США стали, например, взимать плату за регистрацию у стойки в терминале (стимул для регистрации в интернете с целью экономии на кадрах), а европейские бюджетные перевозчики тогда же отказались от бесплатного питания.

В мире все меньше лоукостеров в чистом виде и все больше предложений от традиционных компаний дешевых перелетов, что и является гибридной моделью, - говорит Олег Пантелеев. сейчас лоукостера можно скорее отличить по более агрессивной, чем у других рекламной кампании, как например, предложение Победой полетов за 99 рублей.

Это обычное динамическое ценообразование

Полеты за 99 рублей (без таксы и прочих сборов такая оговорка есть) Победа начала предлагать с 11 февраля. По сути, это предложение должно было больше заинтересовать ФАС, чем реклама полетов за 999 рублей. Речь идет о рейсах вАрхангельск, Белгород, Нижневартовск, Пермь, Тюмень, Уфу и Волгоград с 17 февраля по 28 марта. Это обычное динамическое ценообразование, когда остается день-два цена максимальная, даже может быть выше базового тарифа, - говорит Елена Селиванова.

Ранее генеральный директор Победы Андрей Калмыков назвал три основные причины, по которым российской компании труднее выживать, чем западным лоукостерам. Там вовсе нет обязательных для перевозчиков норм бесплатного провоза багажа, то есть в лоукост-авиакомпаниях вещи пассажиров провозятся за деньги вне зависимости от того, где они будут располагаться в салоне или сданы в багаж. Российский закон обязывает минимум 10 кг возить бесплатно, в том числе в салоне. Кроме того, на Западе авиакомпании платят отдельно за наземное обслуживание самолета, за обслуживание пассажиров, за провоз багажа. Там за самолет без багажа аэропорт возьмет меньшую плату. В России на это внимания не обращают, и даже за отсутствующего пассажира берут сбор. Наконец, российские аэропорты, в отличие от европейских, не делают скидок за сокращение времени разворота самолета (без багажа он может развернуться за 20 минут, в тарифы российских аэропортов заложен норматив 40-50 минут).

Вот это все дает нам очень маленькое пространство для маневра. Мы не только социальный проект, мы бизнес, - говорит Андрей Калмыков. - Поэтому у нас не так много вариантов, чтобы какую-то копейку заработать для авиакомпании на дополнительных услугах. Если бы по законодательству у нас даже не было бесплатной нормы провоза багажа, такой бы вопрос не встал. А так мы вынуждены что-то придумывать.

На вопрос о возможном повышении тарифов в ближайшее время из-за девальвации рубля в компании прямо ответить не смогли,. В то же время известно, что некоторые авиаперевозчики запросили господдержки в том числе в связи с необходимостью оплачивать валютный лизинг. В парке Победы три новых лизинговых Боинга (к 2018 году планируется обзавестись 40 самолетами), которые явно стали обременять компанию, ежемесячно выплачивающую лизинговые платежи (их размеры не раскрываются).

Сейчас все авиакомпании присматриваются к курсу доллара, пытаются его спрогнозировать, но очевидно, что так или иначе все, включая Победу, будут повышать стоимость услуг, - говорит Олег Пантелеев. - И сделано это, скорей всего, будет за счет повышения платы за дополнительные услуги, такие как регистрация у стойки или провоз багажа, питание и прочее.