Новости

Как болельщикам навязывают сорокаградусный стимул
02 сентября 2013

Футбол и водка - близнецы-братья. Говорим футбол, подразумеваем водка. Наверное, так написал бы Владимир Маяковский, посмотрев очередной матч с участием сборной России. И дело не в том, что после бездарной игры наших с Северной Ирландией кому-то захотелось от тоски как следует приложиться.

О водке думали все, даже убежденные трезвенники, ибо назойливая электронная реклама зелёного змия нон-стопом циркулировала на стадионе, затмевая собой спортивное действо. Правда, баннеры с названием алкогольной продукции могди наблюдать только в России. Компания Телеспорт проецировала на борта вокруг поля рекламу водки с помощью компьютерной графики, а зрители в Белфасте видели рекламу спорттоваров, автопроизводителей и прочей продукции, более традиционной и уместной на спортивном мероприятии.

Водка уже стала неотъемлемой частью нашего футбола. Лучше, чем во время выступления российской сборной, с лидерами её производства нигде не познакомишься.

Между тем, ещё в 2006 году вступили в силу поправки в наше законодательство, запретившие рекламу алкоголя в местах расположения спортивных сооружений и на расстоянии ближе, чем 100 метров от них. Это лишило Российский футбольный союз (РФС) возможности зарабатывать деньги на рекламе выпивки во время домашних матчей. Это большие деньги, огромные! Поэтому партнеры РФС из алкогольного сегмента рынка быстро нашли лазейку: они стали договариваться о размещении своих брендов на гостевых играх сборной с зарубежными национальными федерациями. Эти матчи показывают на федеральных каналах, а значит, рекламу смотрят миллионы болельщиков.

РФС оказался единственной федерацией футбола в мире, у которой выездные матчи национальной сборной сопровождаются масштабной рекламой водки, виски и коньяка. Впервые такая кампания была запущена в 2009 году на гостевой встрече с Лихтенштейном. С тех пор сборная провела пятнадцать матчей в гостях, и все они сопровождались безудержной рекламой алкоголя. Не надо быть великим психологом, чтобы понять, как отвлекает от игры мигающая и переливающаяся всеми цветами радуги реклама. Даже игрок российской сборной Роман Широков признался, что столь агрессивная реклама водки сбивала его и партнеров с игрового настроя.

Прими стакан - поболей за наших, - такой слышится слоган, когда наблюдаешь калейдоскоп водочных и коньячных брендов, ложащийся на подсознание телезрителя, в том числе и несовершеннолетнего. Для полноты картины не хватает только баннера Путинки на футболках игроков.Реклама российского алкоголя за границей не наказуема. Другое дело, что по закону речь идёт о реальной аренде рекламных площадей, а не о компьютерных фокусах. Изучение же видеоповторов и размещённых в интернете фотографий показывает, что на стендах вдоль игрового поля реклама алкоголя отсутствовала. В результате, комиссия Федеральной антимонопольной службы России пришла к выводу, что во время матча использовался компьютерный монтаж. А это уже противозаконно. Телеспорт оштрафовали на 600 тысяч рублей.

Заплатив штраф, рекламодатели стали более осторожны. Теперь они утверждают, что в игре с Северной Ирландией рекламировали водку непосредственно на щитах, расположенных на стадионе, а не с помощью компьютерных технологий. Чтобы опровергнуть это, нужны серьёзные исследования. Закончиться они могут ничем, поскольку телевидение нынче творит чудеса. Другое дело, государство, которое объявило борьбу с пьянством; оно-то должно отвечать за происходящее. К чему все эти затирания алкогольных марок в художественных фильмах, если на футбольных матчах водка представлена во всей красе.